Меню

Таинства церкви 8

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, что такое покаяние

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, что такое покаяниеЧасто бывает так, что человек задумается о жизни своей, поймет, что нужно в храм сходить, да не знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, что такое покаяние и что оно дает — постараемся кратко ответить, основываясь на святоотеческих писаниях и Евангелие.

Читать еще: как поститься перед исповедью и причастием.

Для чего нужна Исповедь

В Таинстве Крещения человек очищается от грехов (первородного греха и всех личных грехов, совершённых им до Крещения), но склонность, предрасположенность ко греху остаётся. В Таинстве Миропомазания человек получает богатые и разнообразные дары благодати, но сила греховных навыков человека, козни диавола и ”мира, во зле лежащего», оказывают давление и влияние на ежеминутный выбор человека ”грешить или не грешить”.

И, если человек делает свой выбор в пользу греха,- он становится рабом грехов и страстей и, тем самым, отдаляется от Бога и Его живительной и защищающей благодати. Но Любящий и Милостивый Господь нас не оставляет, и дает шанс спастись каждому своему чаду, дав нам таинство Покаяния, при помощи которого мы можем очиститься и соединиться с Богом.

Что такое ”Покаяние”

Слово «Покаяние» на греческом языке — μετάνοια (метанойя) означает в буквальном смысле «перемену ума», «перемену мыслей» и, как подлинное изменение образа мышления, покаяние ведёт к осознанию того, что прежние греховные поступки, слова и мысли не совместимы с высоким званием христианина и не достойны его, а также ведёт к изменению образа поведения и всей жизни.

Покаяние начинается с раскаяния: человек осознаёт всю низость своего падения и отступления от Бога, далее следует обращение человека к Богу и исповедание грехов перед Богом и священником. После отпущения грехов и прочтения разрешительной молитвы священником, наступает очищение и обновление ума и воли человека Божьей благодатью, укрепление в добродетели на пути ко спасению души.

”Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод решается вернуться к Отцу. Покаяние начинается с раскаяния и обращения (”придя в себя”), которые перерастают в решимость (”встану и пойду”), и заканчивается возвращением к Отцу (”встал и пошёл”), исповеданием грехов (”я согрешил”), прощением от Бога (”принесите лучшую одежду”), усыновлением (”этот сын мой”) и духовным воскресением (”был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”)”(епископ Илларион (Алфеев)).

В Покаянии исцеляются духовные болезни человека, омывается от греховной грязи его душа и, получивший отпущение грехов, христианин становится таким же очищенным и освящённым, каким он был после своего Крещения. Поэтому святые отцы церкви называли Покаяние «вторым Крещением».

О том, что Исповедь является для души исцеляющим таинством, напоминает нам и молитва, произносимая священником перед исповедниками, в которой есть слова: ”Будь внимателен, ты пришёл во врачебницу, не уйди отсюда неисцеленным”.

В этой же молитве говорится, что сам Христос невидимо присутствует, принимая наше исповедание, а священник – свидетель (и, возможно, на Страшном Суде он будет свидетельствовать о нас), принимающий исповедание наше; а так же содержится предостережение от страха и ложного стыда (ведь нужно бояться и стыдиться совершать сам грех, а когда он уже совершён – нужно искренне в нем раскаяться и незамедлительно в нём исповедаться).

Ещё святой Иоанн Креститель, подготавливая людей к принятию Спасителя, проповедовал крещение покаяния для прощения грехов:”И крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои”(Мк.1:4-5).

Таинство Покаяния установил и Сам Господь Иисус Христос: во время Своего земного служения, Он сказал апостолам:

”Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе”(Мф. 18:18).

Явившись после своего Воскресения, Господь преподал ученикам особый благодатный дар, дунув на них и сказав: ”Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”(Ин.20: 22-23).

Эта благодать была дана апостолам и их преемникам, которыми и являются в наше время священнослужители. Ученики же, получив от Господа власть вязать и решить, стали совершать таинство Покаяния: ”Многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои”(Деян. 19:18).

Часто звучит вопрос: есть ли такие грехи, которые не простятся Господом — нет, если человек искренне и сердечно раскаивается и с желанием не повторять больше таких грехов, Милостивый Господь, желающий нашего исправления, простит нам. Господь говорит: ”Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию”( Мф.9:13).

О мелких грехах

Каяться нужно не только в великих, но и мелких грехах, также не безопасных для человеческой души. Незаметно укореняясь и разрастаясь в ней, он приобретает характер скверной привычки и становится как бы второй натурой человека.

Иногда в человеческой душе таких вот мелких грехов накапливается великое множество, но груз и тяжесть их бывает огромной, под час даже невыносимой. Каким бы, на первый взгляд, малым не был грех – он всё же остаётся болезнью души, а если болезнь не лечить – она начинает прогрессировать и может усугубиться до такой степени, что поставит под угрозу и саму жизнь.

Что нужно для получения прощения (разрешения) грехов

Для получения прощения (разрешения) грехов исповедующегося (кающегося) требуется:

  • примирение со всеми ближними – прощение согрешений ближним ( а ближние – это не только сродники, а все люди): ”Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный…”(Мф. 6: 14-15).
  • искреннее сокрушение сердечное и желание измениться к лучшему,  и устное исповедание их перед священником;
  • твёрдое намерение исправить свою жизнь: ”И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив”(Иез. 33:19) ( а не просто для ”галочки” или ”сейчас я это сделаю и согрешу, а завтра — покаюсь”);
  • вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие: ”Всякий верующий в Него получит прощение грехов Именем Его”(Деян.10:43).

Грех разлагает нашу личность (расстраивает), а вернуть её целостность, то есть исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в церковь, где Сам Христос исцеляет нас своею любовью и говорит нам Господь, как некогда сказал женщине, взятой в прелюбодеянии, которой грозила смерть от побивания камнями за её грех: ”И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши”(Ин.8:11), или, что то же самое, когда, приняв исповедь, священник произносит слова разрешительной молитвы над кающимся грешником.

Святой Иоанн Златоуст объяснял:

”Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своём грехе. Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов”.

Почему нужно исповедоваться перед священником

Епископ Илларион (Алфеев) говорил:

”Исповедь приносится Богу, а священник – только свидетель. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учла следующий фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех.

Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а так же, в некоторых случаях, епитимью- наказание или нравственное предписание для уврачевания греха”.

Епитимья – это некоторое средство (как лекарство, принимаемое для исцеления болезни, а в данном случае – греховной) к исправлению духовной жизни кающегося состоит из благочестивых дел и некоторых лишений для исправления последствий греха и преодоления греховных привычек.

Это может быть какое-то дополнительное к обычным, молитвенное правило, поклоны, милостыня, может даже на какое-то время быть наложен запрет на Причастие или наложены какие-либо духовные труды и упражнения (в зависимости от греха, духовного возраста и состояния исповедующегося и решения священника), назначаемые на какой-то определённый период времени.

После выполнения епитимьи необходимо прийти к священнику, её назначившему, чтобы он прочитал специальную разрешительную молитву. Если же по каким-то причинам вы не смогли выполнить возложенную на Вас епитимью – об этом тоже необходимо сказать на исповеди назначившему её духовнику.

Как подготовиться к Исповеди

Подготовкой к Исповеди служит духовная жизнь с испытанием своей совести, уединение для размышления о своих грехах (иногда их записывают, чтобы не забыть сказать на исповеди), молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Нельзя на Исповеди утаивать грехи ( в молитве священника перед исповедниками есть слова, что если утаишь грех — ”сугуб грех имаши). Всё, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну, так как в церкви строго соблюдается такое понятие, как ”тайна Исповеди”.

Как проходит таинство Исповеди

В некоторых храмах есть специальные комнаты для проведения таинства Исповеди – Исповедальня. Но, чаще всего, это специально отведённое место в какой-либо части храма (у служителей храма можно уточнить, где проходит исповедь).

Лучше заранее узнать, когда проводится Исповедь, так как в некоторых храмах исповедуют вечером на вечернем богослужении или сразу после него; а в некоторых – утром, во время Литургии (что бывает чаще); а в некоторых – и на вечернем и на утреннем богослужениях.

С собой на Исповедь взять свечу (в некоторых храмах вместе со свечой кладут деньги, кто сколько хочет подать и может, как пожертвование – это, при желании, можно уточнить на месте).
Сначала читается общая молитва для исповедников, которую необходимо внимательно слушать и несколько раз назвать вслух своё имя (когда священник скажет фразу: назовите ваши имена») – свои имена должны назвать вслух все молящиеся, слушающие эту молитву.

Потом, в порядке очереди (положено сначала подходить детям, потом – мужчинам, а лишь потом – женщинам, но этот порядок соблюдается не часто), по одному – подходим к аналою, на котором лежит Святой Крест и Святое Евангелие, на которое (или на Крест, или на Евангелие) исповедник кладёт выпрямленные второй и третий пальцы правой руки (указательный и средний), а остальные пальцы прижаты к ладони.

И начинаем перечислять свои грехи (как уже сказано выше — их можно записать, чтобы ничего не упустить). При этом священник обычно покрывает голову исповедника епитрахилью (длинная широкая лента, сложенная вдвое и огибающая шею священника), знаменующей собою особенную благодать, подаваемую священнику для совершения таинств.

После произнесения всех грехов, священник читает разрешительную молитву над исповедником (в течении этой молитвы по вопросу священника нужно будет назвать своё имя), голова которого всё ещё накрыта епитрахилью, благословляет его голову и снимает с головы епитрахиль. Исповедник, перекрестившись, целует Евангелие и Крест и, при желании, берёт благословение.

Важно помнить, что на исповеди Сам Господь отпускает грехи и, искренне раскаявшись и исповедовав свои грехи, они Вам больше не вспомнятся (”радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике”)– главное их не повторять.

Но, к сожалению, человек духовно неустойчив и слаб, да и враг рода человеческого не дремлет ”и ходит, как рыкающий зверь, ища, кого поглотить”; и, вдруг, вновь споткнувшись и упав (согрешив) – нужно снова вставать (каяться и исповедоваться) и идти далее по пути спасения к жизни вечной, ко Христу. Да поможет всем нам в этом Господь!

Лариса Светозарова

Комментариев к статье: 8
  1. Кристина

    А как вы относитесь к исповеди в интернете? Я имею ввиду сайты исповедей, где люди на сайт выкладывают свои грехи для прощения. Я понимаю, мнения могут разделиться. А если реально, хоть чуть чуть, да совесть свободней становится?

    Ответить
    1. Оля

      Кристина, это разве можно назвать исповедью? Исповедуется человек перед Богом, в присутствии священника, просит Господа грехи простить, кается, а в интернете исповедоваться? И перед кем, интересно? Это все равно, что рассказать случайному незнакомцу в поезде, выговорится, так сказать. Но к исповеди это не имеет, по моему разумению, совершенно никакого отношения.

      Ответить
    2. Татьяна

      Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

      Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи своя (Мк. 1,4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: “Елика аще свяжете (что вы свяжете) на земли, будут связана на Небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех” (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: “Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)” (Ин. 20,22—23).

      Ответить
  2. Лера

    Как заставить себя чаще исповедоваться и ходить к причастию? Очень с этим сложно…

    Ответить
  3. Ольга

    Можете еще посмотреть вопросы и ответы батюшки по поводу исповеди здесь http://sveld.ru/ispoved-i-prichastie-voprosy-i-otvety/ — там много ответов, которые вам помогут.

    Ответить
  4. Лена

    Светлана, посмотрите, здесь про 20 мытарств рассказывается, как раз можно по ним исповедь свою построить, там все понятно http://sveld.ru/poka-eshhe-est-vremya/

    Ответить
  5. Светлана

    Спасибо за такое подробное разъяснение, теперь понятно, как готовится к исповеди, и как все выглядит. Еще бы со списком грехов разобраться… Подскажите, если в первый раз идешь исповедоваться, грехов то множество собралось, как их все исповедовать, и вообще, какие из них есть грехи, как понять?

    Ответить
    1. Лариса

      Во славу Божию, Светлана!
      А так и исповедовать все грехи, которые вспомнятся за всю прежнюю жизнь, главное — ничего не утаивать на исповеди. Не нужно рассказывать все истории грехов в красках и подробностях (напримар: осуждала Таню, Валю, а объединить: осуждением; завидовал Васе, Гале, а: завистью и т.д.). Хотя бывает, что какие-то грехи и греховные ситуации особо ранят душу или отягощают её и возникло особое желание более подробно сказать об этом — тогда возможно и более подробно остановиться на этом, а иногда священник и сам может задать уточняющий вопрос по поводу названного Вами греха. Не бойтесь, что получается много грехов — это же Ваша первая, генеральная исповедь за всю предшествующую жизнь, а какие-то, возможно, сразу и не вспомните и они будут всплывать в Вашей памяти по ходу Вашей церковной жизни — тогда будете их исповедовать в следующих Ваших исповедях.
      Да, и не бойтесь шокировать священника своими грехами, поверьте — его уже вряд ли чем удивишь, ведь за свою жизнь он столько их наслушался…
      А какие грехи и как понять — сейчас уйма различных пособий «В помощь кающемуся», «Перечень грехов» и т.д. и т.п., что при желании вы сможете их приобрести в любом храме, найдёте в интернете, бывают краткие перечни грехов даже в некоторых молитвословах… Одна из более подробно разъясняющих грехи — книга священника Александра Мороза «Исповедаю грех, батюшка»- она есть в интернете.

      По этим книгам Вы сможете понять, что есть грех,а что-нет, они же помогут Вам вспомнить совершённые ранее и забытые грехи.А далее будет уже полегче. Некоторые люди, чтобы не забывать свои грехи — записывают их от в периодах между исповедями.
      Помоги Вам Господи!

      Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных